Почему растворимый кофе вреден?
Как вы думаете, что в Америке трудно купить? Черную икру? В США ее добывают чуть ли не больше, чем в России. Сгущенку? В изобилии представлена в русских магазинах. Гречку? Ищите ее на полках со здоровым питанием. А вот чего действительно днем с огнем не сыщешь, так это растворимого кофе.
В США на долю растворимого кофе приходится всего 2-3% от общего потребления кофе в стране. В Италии - 1%. В России же эта цифра достигает 73%. Наше отечество — один из мировых лидеров в этом направлении, как и в отношении некоторых других вредных привычек, например, по количеству курильщиков. Специалисты говорят: причины популярности напитка в низкой культуре потребления кофе. По сути, она сложилась уже после развала Советского Союза. До этого вся страна пила, в основном, чай. А во времена Перестройки маркетологи воспользовались моментом, написали на банках с растворимым кофе «Новинка» (растворимый кофе изобрели еще в 19 веке, но в СССР его продавали мало, как и многие ненатуральные продукты) и запустили их в продажу. Легкость приготовления обеспечила низкокачественному напитку успех на долгие годы.
Плакат советских времен
В 1930 году бразильское правительство обратилось к Nestlé, компании, которая к тому времени уже прославилась благодаря своей «молочной муке», с предложением запустить в массовое производство дешевый кофейный продукт, который поможет Бразилии избавиться от переизбытка уже собранных кофейных зерен. До этого изготовление растворимого кофе стоило достаточно дорого и занимало много времени. И через восемь лет компания выпустил на рынок растворимый порошок Nescafé, который и произвел революцию во всем мире. Вторая мировая война усилила присутствие марки в мире, поскольку Nescafé стал основным напитком американских солдат. Дальше растворимый кофе стал распространяться по миру с галопирующей скоростью, пока в 1980-х годах в западный мир не пришла мода на здоровье.
Упаковка и рекламный постер Nescafé, 1938 год
Чтобы получить быстрорастворимый напиток, производители из кофейных зерен сначала заваривают очень крепкий настой, так называемый концентрат, а потом его либо высушивают, превращая в порошок (порошковый кофе), либо замораживают и сушат в вакууме для получения сублимата (сублимированный кофе), либо кофейный порошок увлажняют ещё раз, превращая в гранулы (гранулированный кофе). В результате этих манипуляций кофе теряет практически все свои свойства и полезные вещества, а вкус напитка значительно меняется по сравнению с натуральным кофе. Запах исчезает вовсе. Процесс извлечения из зерен растворимых веществ длится три-четыре часа. После такой суровой обработки горячей водой под высоким давлением из продукта испаряются все эфирные масла, которыми и ценен натуральный кофе. Эфирные масла отвечают не только за пищевую пользу напитка, но и за его вкус и аромат, поэтому в конце производства в растворимую смесь искусственно добавляют синтетические масла и ароматизаторы.
Что касается кофеина в растворимом кофе, то его количество искусственным образом контролируется производителями. В крепкие сорта «для лучшего пробуждения утром» добавляется очень большое количество кофеина, часто в разы превышающее количество кофеина в натуральном кофе. И это искусственно синтезированный фармацевтической промышленностью кофеин, поскольку натуральный кофеин в процессе производства улетучивается.
Виды растворимого кофе
Такой кофе уже не может обладать никакими витаминами и ценными свойствами для человеческого организма, зато приобретает вредные. Растворимый кофе обостряет заболевания желудочно-кишечного тракта. Его регулярное употребление может приводить к гастритам и язвам. Растворимый кофе вызывает привыкание за счет большого количества кофеина и способствует развитию бессоницы, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Он препятствует усвоению многих важных микроэлементов, таких как кальций и магний. Ко всему прочему, последние исследования показали, что растворимый кофе обладает канцерогенными свойствами.
Из-за особенности технологии производителям, как раньше, так и сейчас, нет смысла закупать в качестве сырья хорошие зерна. Их оставляют для продажи целыми. А для изготовления растворимого кофе берут самый дешевый сорт робуста. Он значительно уступает богатому и насыщенному вкусу арабики, у него горьковатый и вяжущий вкус. Кроме того, робуста не прихотлива в выращивании, а потому цена на этот сорт ниже как минимум в два раза. Лидер рынка Nescafé, например, не скрывает информацию о том, что для своих растворимых продуктов использует 100% робусту.
В последнее время маркетологи придумывают все новые рекламные ходы, добавляя незначительное количество молотого кофе в банку с растворимым кофе. Однако плюсов с точки зрения повышения качества напитка и его пользы это не приносит, зато дает возможность при рекламе растворимого напитка хотя бы мельком говорить о том, что продаваемый кофе хоть как-то связан с натуральным.
Ассортимент растворимого кофе в супермаркете
При этом растворимый кофе недешев. В этом легко убедиться, если прийти в любой магазин и посчитать, сколько стоит килограмм растворимого кофе (более тысячи или даже несколько тысяч рублей), хотя продается он, в основном, в банках по 100 граммов. Кроме того, согласно сведениям Госторгинспекции, каждая пятая банка растворимого кофе, продаваемого в России, поддельная. Наткнуться же на фальсифицированный зерновой кофе гораздо сложнее. Натуральный продукт невозможно сделать из подручных материалов в подпольных условиях.
По скорости и простоте приготовления у растворимого кофе есть альтернатива. Самый простой вариант — френч-пресс, а самый современный - капсульные кофемашины. Они устроены таким образом, что приготовление натурального кофе такого же качества, как в кофейне, не требует больше времени и трудозатрат, чем вскипятить чайник, отмерить ложку кофе и залить ее горячей водой.
Стоит сказать, что новая технология отчасти способствовала закрытию в США компанией Nestlé своих заводов по переработке кофе, хотя производство растворимого кофе принесло международной корпорации всемирный успех и вывело ее в мировые лидеры по производству кофе. До сих пор Nestlé удерживает 22,1% мирового рынка. Значительная его доля — растворимый кофе, однако в развитые страны растворимый кофе компания практически не продает, а поставляет натуральный.
Дата публикации новости: 2016-01-10
Посмотрите также: